На первый взгляд, следователь и супервизор в психологии — разные профессии. Один ищет преступников, другой помогает психологам разобрать клиентские случаи. Но если присмотреться, их методы удивительно похожи: оба восстанавливают картину событий, ищут «улики» и сталкиваются с сопротивлением. Разберем эти параллели подробно.
Работа с «уликами»: детали решают все
Следователь изучает доказательства, супервизор — слова клиента и реакции терапевта. Пропущенная фраза или жест могут быть ключом к проблеме.
Клиент говорит: «Меня бесит мой начальник… *как и предыдущий*». Супервизор замечает повторяющийся паттерн и задает вопрос: «А чем эти люди похожи?» Оказывается, оба напоминают отца.
В таком случае, нам важно отделить проекцию отца на фигуру начальника и работать непосредственно с ней и отдельно с конфликтом, возникшим с начальником.
Механизм проекции затрудняет восприятие человека, вызывающего неприятные чувства. Он может наделяться несуществующими или чрезмерными проявлениями негативных качеств и мотивов.
"Начальник посмотрел на меня без улыбки". Клиент это может интерпретировать так: "Он косо посмотрел на меня, он мной очень недоволен, меня скоро уволят". По факту, у начальника могло происходить в этот момент что угодно: от "живот скрутило" до "я не знаю, как закрыть ипотеку". В этот момент человек опирается не на факты, а на привычное ожидание от мира, что его будут критиковать и поступят с ним нехорошо.
Реконструкция событий: что скрыто под поверхностью?
И следователь, и супервизор восстанавливают хронологию, чтобы понять причину.
Психолог жалуется: «Клиентка злится, когда я задаю вопросы о детстве». На супервизии выясняется — «лишние вопросы» в семье провоцировали конфликт и наказание. Теперь любое любопытство и искренний интерес = угроза. Что вызывает страх и защитную агрессию.
Также психологу важно понимать, что за чем произошло. Буквально проясняя, кто что сказал, что сделал. Ровно, как следователь собирает информацию о событиях, предшествующих преступлению (кто где был, алиби, мотивы преступления).
Работа с сопротивлением.
Подозреваемый может лгать, клиент — отрицать проблему. И там, и тут важно выстроить доверие.
Например, специалист может использовать фразы:
Следователь: «Я понимаю, вам страшно» → снижает напряжение.
Супервизор: «Давайте представим, что чувствует клиент» → уход от оценки.
Поддержание терапевтической нейтральности позволяет взглянуть на ситуацию без оценочных суждений и более глубокому понимаю, что происходит в жизни клиента.
По статистике, 68% психологов признаются, что боятся осуждения на супервизии (McWilliams, 2021*). Поэтому задача супервизора — создать безопасную среду.
Абсолютно нормально каким-то образом реагировать на клиента и содержание сессий. Психолог не робот, важно анализировать, какая это реакция и чем может быть вызвана. Разделять личный опыт психолога и контрпереносную реакцию, как отклик психики на клиента.
Проверка гипотез: ни одной версии без доказательств
Следователь не может обвинять без улик, супервизор — интерпретировать без оснований.
Психолог считает: «Клиент влюблен в меня». Но супервизор предлагает проверить:
- Это перенос?
- Манипуляция?
- Культурные особенности (например, клиент из семьи, где приняты комплименты и тактильный контакт, не свойственный привычной среде психолога)?
Гипотезы важно выдвигать смело и фантазировать свободно, чтобы появилось пространство вариантов. Но далее необходимо как минимум 3 факта, подтверждающего ту или иную гипотезу.
Границы и этика
Следователь не имеет права бить подследственного, супервизор — давать категоричные указания.
Супервизия является пространством расширения представления о случае, поиск эффективных методов работы, разрядкой напряжения психики терапевта, профилактикой выгорания.
Все, что супервизант (тот, кто выносит случай на супервизию), услышит во время разбора случая, не является истиной в последней инстанции. Он может что-то взять себе в работу с этим клиентом, а отчего-то отказаться. Супервизия- это взрослое пространство равных коллег.
Супервизор, как хороший следователь, ищет скрытые связи, но не для осуждения, а для помощи. Его главный инструмент — любопытство без оценки. Цель- повышение качества терапии, поддержание рабочего состояния психолога. Супервизия не является судом, где ищут недочеты в работе специалиста, а местом, где специалист получает необходимую поддержку коллег, обмен опытом и мнениями.
P.S. А вы замечали сходство между этими профессиями?
*McWilliams, N. (2021). *Supervision Essentials for Psychodynamic Therapies.