«Травмированные дети, став взрослыми, продолжают винить родителей, потому что не могут признать: те, кто должен был их защищать, сами были беспомощны.» Алис Миллер, психолог
Почему говорить о прошлом важно?
Некоторые клиенты могут сопротивляться тому, когда слышат вопросы о детском опыте. Мол «опять психологи обвинят во всем маму и папу». И действительно искать виновных -такой задачи не стоит. И уж тем более идти к родителям и выяснять с ними отношения, предъявляя претензии. Мы в первую очередь работаем с тем, что происходит в жизни сейчас.
Но личность любого человека — это совокупность генетики, врожденных черт характера, а также результат процесса развития (взросления), который сопряжен с тем опытом, который он получил.
Возьмем, хотя бы эксперимент Павлова И.П. с собакой, известный как "условный рефлекс". Где было выявлено, что есть некоторые рефлексы: условно приобретённые и врожденные. То есть мозг ребенка развивается и возникают нейронные связи: в ответ на стимул появляется реакция.
Суть эксперимента
Эксперимент стал фундаментальным открытием в области физиологии и психологии.
Исходный безусловный рефлекс: Павлов заметил, что у собак выделяется слюна (безусловный рефлекс) при виде или запахе еды.
Добавление нейтрального стимула:
Перед тем как дать собаке еду, он включал метроном (или звонил в колокольчик) — изначально этот звук не вызывал слюноотделения.
Формирование условного рефлекса:
После многократного сочетания звука метронома с подачей пищи у собаки начинала выделяться слюна только на звук, даже если еду не давали.
Павлов обнаружил, что:
- Рефлексы могут быть не только врождёнными (как слюноотделение на еду), но и приобретёнными (слюноотделение на звук).
- Условный рефлекс формируется, когда нейтральный стимул (звук) связывается с безусловным (еда) и начинает вызывать такую же реакцию.
- Этот процесс лежит в основе обучения и адаптации к среде.
То есть у ребенка в результате взаимодействия со средой (братья и сестры, родители, окружение в садике, школе) формируются механизмы адаптации.
Если человек встречается с одной и той же проблемой и результат ему не нравится, то вероятно, его способы адаптации не являются сейчас эффективными в таких ситуациях и отношениях, которые он привык применять. Это те самые повторяющиеся сценарии в жизни человека, который он не может преодолеть.
Соответственно задача психолога- узнать, каким образом он научился выживать в этом мире и какие способы для этого применяет.
- Также из этой информации о прошлом, специалист сможет выявить базовые травмы развития, где психика застревает и регрессирует к более ранним состояниям функционирования.
Например, страх публичных выступлений. Может выясниться, что человек получил негативный опыт, связанный со стыдом, страхом поражения, унижения, отвержения, нехватки поддержки и неуверенности там и тогда. И это влияет на его способность собраться и уверенно выступить перед публикой здесь и сейчас.
2. Ведущий аффект. Определить чувства и эмоции, которые возникают как отклик на определенные ситуации.
Например, будучи взрослым, клиент чувствует непреодолимое смущение и робость в общении с противоположным полом, но только в случае, если человек вызывает сильное желание сблизиться. То есть навыки коммуникации развиты хорошо, но он проваливается в аффект, когда объект сильно нравится. И это тормозит развитие отношений или вообще возможность эти отношения завести.
3. Способы выстраивания отношений.
Например, бессознательный страх превзойти своего родителя. В жизни может проявляться у женщины, которая боится зарабатывать больше, чем муж. Здесь работа идет с:
- Отношения здоровой конкуренции с сиблигами (братьями и сестрами);
- Навык выдерживать фрустрацию от неудачи (эмоциональная регуляция);
- Навыки самоутешения и самоподдержки;
- А также сепарация от родительских фигур и системность семейных и социальных ролей. Муж- не мама и не папа, и не брат.
Мы можем обнаруживать в себе проявления того или иного значимого лица в своем поведении.
Здесь мы ведем себя, как мама (уставала до потери пульса, но была образцовой хозяйкой и не умела отдыхать), там как папа (не решался на смену работы и попросить повышения зарплаты), а сейчас, как старший брат (при скандалах в семье, уходил гулять с друзьями до утра).
Психика взрослого человека — это результат непрерывного опыта с рождения до настоящего времени.
Он такой, какой есть, потому что с ним «случилась жизнь» и эти истории, из которых соткан человек, являются его неотъемлемыми частями, что влияют на его поведения, выборы и решения. От того имеет значение, каким был этот опыт, что он чувствовал и как с этим привык справляться.
Вместе с психологом клиент исследует систему своих отношений и опыт, из которого сложилась его жизнь. Судьба- это когда ничего нельзя исправить и остается смириться с участью. Это бессознательное повторение сценариев, заложенных в результате формирования личности.
Задача работы психолога- выявления этих сценариев и помощь в формировании адаптивных способов, развитии новых нейронных связей и открытие возможностей. Нет, не магия, хотя иногда кажется, что это чудесное преображение или просто везение. Это большая работа над собой. Но чтобы изменить сложившуюся систему, сначала необходимо ее детально изучить и понять, как она устроена.
«Пока мы не осознаем, что наши родители — просто люди со своими слабостями, мы будем обвинять их во всех своих неудачах.» Карл Густав Юнг